На главную
AnimalJazz, 9-03-2008, Rocco::ФотоTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::ФотоLuk - Sex,  24-02-2008, Rocco::Фото

*

Рубрики

Стань счастливым  |  Благоговение перед жизнью

Благоговение перед жизнью

Стать нравственным, считал А.Швейцер, означает стать истинно мыслящим. Прогресс науки заключается в том, чтобы описывать явления жизни, открывать ее там, где мы раньше и не подозревали. Но ни одна наука не в состоянии сказать, что такое жизнь. Чем больше мы сами пытаемся узнать, что такое жизнь, тем более это наполняет нас тайной вездесущей воли к жизни, чувством благоговения перед жизнью, заставляет нас мыслить и удивляться. Этика и заключается, согласно Швейцеру, в том, чтобы высказать благоговение как перед моей жизнью, так и перед всякой другой. Человек нравственен только тогда, когда он повинуется внутреннему убеждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Для него священна жизнь как таковая. Он не сорвет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка и не раздавит насекомое. Когда он летом работает ночью при лампе, то предпочитает закрыть окно и сидеть в духоте, чтобы не видеть ни одной бабочки, упавшей с обожженными крыльями на его стол. Этика есть безграничная ответственность за все, что живет.

            "С неутомимой жизненной энергией чувство благоговения перед жизнью вырабатывает в человеке определенное умонастроение, пронизывая его и привнося в него беспокойство постоянной ответственности. Подобно винту корабля, врезающемуся в воду, благоговение перед жизнью неудержимо толкает человека вперед".

            Мир всегда представлял собой жестокую драму, всегда одна жизнь утверждалась за счет другой. И только в некоторых людях пробуждалось это чувство благоговения перед любой жизнью, стремление уважать и любить жизнь других людей и вообще всего живого. Эти некоторые и несут свет в полной темноте.

            Люди эти в очень большой степени ощущают, насколько они сами запятнаны ложью, ненавистью, коварством, клеветой, высокомерием, а поэтому борьбу против зла заложенного в человеке, ведут не с помощью суда других людей, а с помощью собственного суда над собой. Борьба с самим собой и собственная правдивость – вот средства, с помощью которых они воздействуют на других.

            Благоговение перед жизнью неуютно и неприятно, поскольку оно никогда не позволяет успокоиться, всегда внушает тревожные мысли. Ты счастлив, говорит оно, поэтому ты обязан пожертвовать многим. Все, что тебе дано в большей степени, чем другим, - здоровье, способности, талант, успех, чудесное детство, тихий, домашний уют, - все это ты не должен считать само собой разумеющимся. Ты обязан отплатить за это, отдать силы своей жизни ради другой жизни. Голос истинной этики опасен для счастливых.

            Эта этика требует, чтобы мы в какой угодно форме и в любых обстоятельствах были людьми по отношению к другим людям. Если мы не можем этого сделать на своей работе, мы должны отдать этому часть своего досуга. "Подыщи для себя любое побочное дело, говорит она, пусть даже незаметное, тайное. Открой глаза и поищи, где человек или группа людей нуждается немного в твоем участии, в твоем времени, в твоем дружеском расположении, в твоем обществе, в твоем труде. Может быть, это будет старик или ребенок. …Кто в силах перечислить все возможности использования этого ценного капитала, называемого человеком!"

            Не отказывайтесь от этой работы, призывал Швейцер, ибо она позволяет вам чувствовать себя человеком среди людей. Эта этика не позволяет ученому жить только своей наукой, даже если он ею и приносит большую пользу, не позволяет художнику жить только своим искусством, занятому человеку не разрешает считать, что он на своей работе уже сделал все, что от него требовалось. Она требует от всех, чтобы они частичку своей жизни отдали другим людям.

            К сожалению, писал мыслитель, мы чаще всего живем автоматически, мы все – от маленького работника до политического деятеля, ведающего судьбами войны и мира – действуем по готовым рецептам, не как люди, а как исполнители, служащие общим интересам. Мы чувствуем себя во власти морали расчетливой, безличной, прикрывающей себя принципами и не требующей особого ума. Эта мораль способна ради осуществления ничтожных интересов оправдать любую глупость и любую жестокость. У нас господствует безличная мораль благоприятных обстоятельств. Поэтому ни на одно мгновение нас не должно оставлять недоверие к идеалам, создаваемым обществом, и убеждениям, господствующим в нем.

            Этика благоговения перед жизнью дает человеку в руки оружие против иллюзорной этики и иллюзорных идеалов. Пока люди не будут стремиться утвердить себя как нравственные, мыслящие личности, руководствующиеся одним принципом – принципом любви ко всему живому, культура наша будет все больше и больше загнивать.

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок