На главную
Студенческий форумLuk - Sex,  24-02-2008, Rocco::ФотоSTIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: Фото

*

Рубрики

Стань счастливым  |  Эпикур: как жить счастливо

Эпикур: как жить счастливо

Эпикур (341 – 270 гг. до н. э.) написал более 300 трудов, в том числе “О природе”, “Об атомах и пустоте”, “О богах”, “О судьбе” и др. В расцвете своей жизни Эпикур купил в Афинах дом с садом и там поселился со своими учениками. Так возник знаменитый “Сад Эпикура”, над входом которого было начертано: “Гость, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие – высшее благо, “Сад” Эпикура – это замкнутое товарищество единомышленников.

Эпикур считал, что смыслом жизни является наслаждение. Но когда мы можем жить, наслаждаясь? Только тогда, когда у нас ничего не болит, ничто нам не грозит, когда у нас есть кусок хлеба и крыша над головой. Наслаждение понималось им весьма скромно. “Нельзя жить сладко, - говорил он, - не живя разумно, хорошо и праведно; и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя сладко”.

У человека, полагал Эпикур, есть два врага: страх и надежда. Страх перед богами и страх смерти. Но богов бояться глупо: боги слишком высоко и никогда не вмешиваются в человеческую жизнь. Смерти также бояться глупо, поскольку мы с ней никогда не сталкиваемся. Пока мы живы, говорил Эпикур, смерти нет, а когда смерть пришла - нас нет.

Надежда - более сильный враг: человек всегда надеется, что жизнь завтра станет лучше, что он достанет или выиграет много денег (как писал в своих дневниках А.П.Чехов: “У русского человека одна надежда – выиграть в лотерею сто тысяч”), новый правитель будет мягче и умнее, люди перестанут быть такими жестокими и глупыми. Ничего в этом мире не изменится, считал Эпикур, все останется таким, каким было всегда. Изменится должен ты сам. Ты должен достичь невозмутимого спокойствия (атараксии – греч.) и тогда тебе не будет дела до умных или глупых правителей, до богатства или глупости других людей.

Эпикур писал две тысячи лет назад своему другу Менелаю, что пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не устает изучать философию: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни недозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что быть счастливым еще рано или уже поздно. Поэтому заниматься философией следует и молодому и старому: первому – для того, чтобы он и в старости оставался молод благами в доброй памяти о прошлом, второму – чтобы он был и молод и стар, не испытывая страха перед будущим.

Роскошь, по Эпикуру, слаще всего тем, кто нуждается в ней меньше всего, и все, чего требует природа, легко достижимо, а все излишнее – трудно достижимо. Самая простая снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если только не страдать от того, чего нет; даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден. Поэтому привычка к простым и недорогим кушаньям и здоровье нам укрепляет, и к насущным жизненным заботам нас одобряет, и при встрече с роскошью после долгого перерыва делает нас сильнее, и позволяет не страшиться превратностей судьбы.

Дело не в природе вещей, а в наших желаниях, которым мы придаем слишком большое значение. Согласно Эпикуру, желания бывают трех видов: 1) естественные и необходимые, 2) естественные, но не необходимые, 3) не естественные и не необходимые. Естественные и необходимые желания те, которые избавляют от страданий, например, питье при жажде; естественные, но не необходимые – те, которые только разнообразят наслаждение, но не снимают страдания, например, роскошный стол; не естественные и не необходимые – например, венки и почетные статуи.

Вообще неестественно все чрезмерное. Так, богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности. “Бедность, измеряемая целью природы, есть великое богатство, а неограниченное богатство есть великая бедность”. Как бы ни были приятны наслаждения тела, но наслаждения души более значительны, ибо душа живет не только настоящим, но и прошлым и будущим. Главное – быть хозяином собственных желаний, укротителем своих страстей, и тогда отпадут многие из сложностей и забот, которые обычно омрачают наше существование.

Эпикур жил в смутное и тяжелое время, поэтому старался избегать политики, ибо это было весьма опасным и неблагодарным занятием. Его важнейший принцип гражданской жизни: “Живи незаметно”.

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок