Молодёжная стрелка
Студенческий форумAnimal Джаz, 15-11-08, Юпитер::ФотоФото::Noize MC, 21-09-08, МатрицаSTIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: Фото
Молодёжная стрелка

*

Молодёжная стрелка

О проекте  |  Теория

ВВЕДЕНИЕ

1. ЧТО ТАКОЕ "СОРОКОМАНИЯ"

2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОРОКОМАНИИ В РОССИИ
Санкт-Петербург
Нижний Новгород
Челябинск, Воронеж и другие города России

3. СОРОКОМАНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Человек, живущий в социуме, не может не общаться с другими людьми. Общаясь, люди обмениваются информацией, передают друг другу знания и профессиональные навыки, делятся своими мыслями и чувствами. Наиболее древним способом обмена информацией между людьми является личное общение, когда информация передается непосредственно от одного человека к другому в устной форме. Однако с развитием цивилизации появляются и другие способы общения людей.

Первым и одним из самых значительных шагов в этом направлении стало изобретение письменности. С ее использованием стало возможным не только фиксирование традиций, научных знаний и событий в книгах, летописях и других формах, не только передача информации от одного поколения к другому, но и активное общение людей друг с другом при помощи писем, то есть такое общение, при котором возможна обратная связь. Вокруг такой формы контакта сформировалась целая система оперативной доставки сообщений - гонцы, курьеры, почтовые службы. Характерно, что принцип написания писем использовался и используется сейчас не только для передачи срочной информации (военной, экономической, политической и др.), но и для частного общения. В письмах люди делятся своими переживаниями и чувствами, обсуждают интересующие их вопросы и проблемы. Написание писем сделало возможным общение людей, находящихся на большом удалении друг от друга.

Следующим важным шагом в направлении расширения круга способов контактов и обмена информацией между людьми стало изобретение книгопечатания (сер. XVI в.), которое сделало возможным издание книг большим тиражом, что сделало книги доступными намного большему количеству читателей. Другим, не менее важным следствием этого изобретения стало появление средств массовой информации (газет и журналов) которые, в отличие от книг, специализировались на актуальной, текущей информации и могли вступать в двусторонний контакт со своими читателями. Газеты имеют возможность публиковать письма и объявления своих читателей, на их страницах даже могут вестись обсуждения того или иного вопроса многими людьми. Особенное развитие подобная практика получает к концу XIX века. Таким образом, появление СМИ сделало возможным общение человека не с единицами, а с множеством людей, находящихся на расстоянии друг от друга.

В конце XIX - начале XX века, с изобретением электричества, новые средства связи - телеграф, телефон, радио, телевидение - значительно расширяют возможности общения между отдельными людьми и передачи информации, в том числе массовой. Последним шагом в этом направлении стало распространение персональных компьютеров (с 70-х гг. ХХ века) и создание компьютерных сетей, в том числе глобальных. Это практически безгранично расширило возможности для обмена информацией и породило новую - сетевую - форму общения между людьми.

В результате, на сегодняшний день имеется огромное множество способов связи между людьми. Причем, довольно четко выделяются контакты чисто информационные, характеризующиеся отсутствием обратной связи, и контакты двусторонние, которые и можно назвать собственно общением. Формы двустороннего общения, существующие в современном обществе, многообразны - личное непосредственное общение, общение с помощью почтовых сообщений, телефона, СМИ, различных компьютерных сетей и др. Каждая из форм имеет свою специфику - контингент людей, использующих данный вид контакта, объемы информации, передаваемой от одного участника к другому, количество участников, необходимые технические средства, собственные правила этикета и т.д.

Одной из малоизвестных форм контакта является контакт через так называемые послания, публикуемые в газетах в разделах бесплатных объявлений. Обычно содержание их сводится к поиску определенных людей, с которыми утерян контакт (например, выпускников учебных заведений давних лет) или пропаже различных вещей. Однако в начале 90-х гг. на почве подобных рубрик посланий возникло самостоятельное общественное движение, получившее собственное название "сорокомания" (от названия санкт-петербургской газеты "Сорока", в которой раньше других началась подобная деятельность). Участники этого движения вышли за рамки обычного делового контакта, характерного для газетных объявлений, и сделали рубрики посланий способом для настоящего межличностного общения на самые разнообразные темы. Подобный вид общения быстро приобрел свою специфику и постоянных приверженцев, вышел за пределы коммерческих газет бесплатных объявлений и в настоящее время существует собственной жизнью. То, что сорокомания представляет собой практически чисто российский феномен, а также то, что систематических исследований этого общественного явления практически не существует, делает данную тему особенно интересной для рассмотрения. В данной работе описывается сущность явления сорокомании, приводится информация по истории возникновения и развития сорокомании в России и делается попытка проанализировать особенности и значение этого общественного движения. В процессе написания работы использовались статьи официальных и самиздатовских изданий, содержание собственно рубрик посланий в этих изданиях, информация, полученная лично от активных деятелей данного движения и собственные наблюдения.

1. ЧТО ТАКОЕ "СОРОКОМАНИЯ"?

Описываемое нами общественное движение охватывает достаточно ограниченный круг людей. Оно практически неизвестно широкой общественности, несмотря на то, что нисколько не скрывает своей деятельности и не является хоть сколько-нибудь закрытым. Это делает необходимым подробное описание сущности и содержания этого явления.

Движение сорокомании объединяет несколько тысяч человек из разных городов. Многие из них никогда не встречались лично, однако хорошо друг друга знают. По сути сорокомания - это общение людей посредством кратких высказываний, публикуемых в специальных печатных изданиях и имеющих общепринятое название "послания". Подобный вид общения приобрел свою четко выраженную специфику и имеет ряд существенных отличий от других форм контакта, имеющих с ним внешнее сходство (бесплатных объявлений в коммерческих газетах, тематических конференций в сети FIDOnet, он-лайнового общения в чатах сети Internet и др.). Помимо людей, только пишущих и читающих послания, в движение входят люди, издающие самостоятельные неофициальные (самиздатовские) газеты, которые содержат рубрики посланий или даже специализируются на них; а также редакторы рубрик посланий в официальных изданиях.

Чтобы объяснить что представляют собой сорокоманские послания и в общих чертах обрисовать особенности их написания и публикации, процитирую и прокомментирую руководство для авторов посланий, опубликованное в нижегородской газете "Молодежная Стрелка" (№18(96) октябрь 2001, с. 5-6) (первоначально - официальная молодежная газета, с 1997 г. - существует в самиздатовском варианте).

Что такое послание.

Это короткое законченное высказывание, интересное нескольким людям или всему прогрессивному человечеству. Послание подписывается псевдом".

Таким образом, послание - это уникальный жанр обращения людей друг к другу. Оно отличается от делового бесплатного объявления тематикой (часто в посланиях обсуждаются философские вопросы, приводятся краткие литературные зарисовки, афоризмы, размышления на различные темы, ведется личное общение) и наличием указания на авторство - послание обязательно должно быть подписано. От письма послание отличается тем, что оно обращено сразу к большому числу людей, в том числе и лично не знакомых автору послания. Ответить на послание имеет право любой человек, его прочитавший, даже если автор обращался не к нему.

Что такое псевдо.

Это сорокоманское слово. Означает псевдоним, ник, кличку, погоняло, прозвище.

Если фантазии нет, подписывайся тем псевдо, которое у тебя в паспорте. Если нет паспорта - ну, придумай что-нибудь. У одного человека может быть сколько угодно псевд. Сколько угодно людей (с взаимного согласия) могут писать под одним псевдо. Если псевдо уже присутствует в "Стрелке" - оно занято, и писать под ним в газету без согласия владельца нельзя, даже если ты это псевдо носил с двух лет".

Употребление псевдонимов общепринято для рубрик посланий во всех изданиях. Такая традиция сложилась стихийно (нет, и никогда не было правил обязывающих кого-либо писать только под псевдонимом), а значит, реально соответствует духу и содержанию явления написания посланий. Псевдоним, в отличие от паспортного имени, обычно выбирается самим человеком и выражает его собственное видение себя, соответствует его характеру и характеру его посланий. Кроме того, краткие, оригинальные и легко запоминающиеся псевдонимы более удобны для заочного общения сразу с большим числом людей, чем распространенные и в общем однообразные имена и фамилии.

Один человек может писать в рубрику под разными именами. Обычно у одного лица бывает от одного до десятка различных псевдонимов. Все псевдонимы кроме основного называются левыми псевдами ("леваками"). Часто разные имена используются для написания различных по стилю и содержанию посланий: например, краткие лирические зарисовки идут под одним псевдонимом, послания к дискуссии на компьютерные темы - под другим, а все остальные послания данной личности - под третьим (основным псевдо). Левое псевдо может использоваться для создания литературного образа, существующего на страницах газеты и вступающего в общение в качестве самостоятельного персонажа. Факт принадлежности разных псевдонимов одному человеку обычно известен только редактору и наборщикам посланий и не разглашается, хотя иногда автор просто открыто пишет под разными именами, используя их для тематических посланий.

Как писать послания.

... Берешь ручку, бумагу, мозги и пишешь ручкой по бумаге, шевеля мозгами".

Пожалуй, в этой короткой фразе выражено все, что нужно знать человеку, чтобы написать послание. Написать его может любой желающий, выбрав практически любую интересующую его тему (желательно, конечно, чтоб тема потенциально могла заинтересовать не только его одного). Прочитать послание и ответить на него также может любой человек, в руки которого попала газета, содержащая соответствующую рубрику.

Однако следует отметить, что во всех рубриках посланий существуют темы, послания на которые не публикуются (так называемые "оффтопики" - "off topic", термин, пришедший из сети FIDO). Как правило, не печатается ненормативная лексика, пропаганда наркотиков и насилия, откровенное хамство (справедливости ради следует отметить, что такие послания приходят в редакции крайне редко). Во многих газетах существует свой собственных дополнительный список "запретных" тем (например: политика, обсуждение чеченской войны, религиозная пропаганда и т.д.). Занесение той или иной темы в "черный список" может быть вызвано позицией редакции в определенных вопросах или тем, что тема стала "паразитической", изжила себя и порождает бессмысленные споры, в которых начало повторятся "переливание из пустого в порожнее". Но в целом оффтопиков в каждой газете считанные единицы и темы посланий выбираются совершенно свободно.

"...Современную традицию написания посланий основали сорокоманы - постоянные читатели газеты бесплатных объявлений "Сорока" (Санкт-Петербург), поэтому первые послания по стилю и объему были похожи на бесплатные объявления (б/о)".

Правила написания бесплатных объявлений во всех коммерческих газетах (например, группы газет "Из рук в руки", "Биржа плюс") практически одинаковы. Объявление должно содержать не более 200 печатных символов (25 слов) и быть разборчиво написанным на специальном купоне, публикуемом в газете. В сорокоманских рубриках посланий правило, ограничивающее размер послания, обычно не применяется - допускаются, хотя и не приветствуются, и более длинные послания. В официальных изданиях, имеющих рубрики посланий (например, недавно появившаяся газета "МаNия" (г. Дзержинск Нижегородской обл.), газета "Сорока" 1994-1997 г., "Газета с улицы Лизюкова" (г. Воронеж)) как правило, требуется купон. Во многих неофициальных газетах купон не требуется и послания принимаются в неограниченных количествах просто на листке бумаги, однако часто дело обстоит по-другому - например, санкт-петербургский журнал APN (Аlternative Press News) принимает послания на платной основе (250 знаков - 1 рубль), к каждому номеру санкт-петербургского журнала "Labyrinth" прилагается купон на пять бесплатных посланий и т.д.

Послания пересылаются в редакции рубрик по почте или передаются лично. Официальные издания распространяются по обычным каналам свободной продажи. Самиздатовские газеты и журналы рассылаются редакцией по почте (в основном в другие города), распространяются через молодежные организации и магазины, а также в местах встреч и общения большого количества молодежи (на "тусовках" в разных городах). Чаще всего распространение ведется за деньги (которые нужны для дальнейшего существования газеты), но есть и бесплатные издания, существующие на добровольные пожертвования читателей и личные средства редакторов. Большая часть рубрик посланий в настоящее существует в самиздатовских газетах и журналах из-за того, что коммерческие газеты считают, что им невыгодно помещать такие рубрики на своих страницах, хотя существуют примеры, свидетельствующие об обратном (см. "Краткая история возникновения и развития сорокомании в России"). Другой причиной отмены рубрики посланий часто являются соображения о "несерьезности" подобных публикаций.

2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОРОКОМАНИИ В РОССИИ.

Тот факт, что история сорокоманского движения насчитывает не более десятилетия, дает возможность достаточно полно восстановить все ее вехи и события. Этому способствует и то, что, в силу особой - на страницах печатных изданий - деятельности движения, все эти события оказались документально зафиксированы. Однако подобный труд требует переработки огромного множества официальных и самиздатовских газет и журналов, писем, личных свидетельств. Не претендуя на полноту исторического освещения, остановлюсь на некоторых моментах возникновения и развития сорокомании в разных регионах России. Особое внимание будет уделено двум городам - Санкт-Петербургу (как городу, имеющему наиболее развитую сорокоманскую традицию) и Нижнему Новгороду.

Санкт-Петербург.

"Сорока".

В 1992 году в Санкт-Петербургской городской газете бесплатных объявлений и рекламы "Сорока" (имеющей сейчас название "Из Рук В Руки" и являющейся членом международной ассоциации газет Fapia) появилась рубрика "Послания-801", в которую люди могли дать объявления, не подходящие по смыслу в другие рубрики.

Посмотрим на "Сороку" образца 1992-93 года глазами читателя. "Меняю...", "Сниму...", "Продается...", "Ищу работу...", "Познакомлюсь...". И вдруг - рубрика 801 "Послания". Кто случайно, а кто - постоянно листая свежие номера, обнаруживали в этом "уютном уголке" газеты нечто особенное. Сначала это было: "Свидетели ДТП на улице ... - откликнитесь!", "Ты однажды ехала со мной в автобусе и я не могу тебя забыть - ответь через газету", "Милый пупсик! С Днем Варенья!!!", "Акционеры ДСК-2 - объединяйтесь!", чуть позже: "Украдена сумка с пустым кошельком и парой бутербродов. Чтоб вы подавились!", "Я ехала и смеялась, а ты бежал за троллейбусом, в чебурашковой шапке и шлепанцах - я ищу тебя!". И все это плавно превратилось в новый вид общения через газету. В основном, читали и писали "Послания" молодые веселые люди, используя псевдонимы. Так, весной 1993 года на страницах 801 рубрики уже появились такие "звезды", как Доктор Клайд и Рентгенолог Макс, к ним присоединялись все новые и новые "приколисты", как они себя называли.

Те, кто еще помнит "Сороку" середины-конца 1993 года - согласятся с тем, что каждый выход рубрики 801 запросто заменял свежий сборник анекдотов, томик афоризмов и брошюрку всяческих заметок вместе взятые. Кроме того, к этому времени многие постоянные персонажи "Посланий" были знакомы между собой, не ограничиваясь эпистолярным общением, и собирались большими и не очень большими тусовками, встречая праздники, проводя свободное время в компании новых друзей.

В связи с постоянно растущей активностью читательской и авторской аудитории рубрики 801 и сильным увеличением количества посланий летом 1994 года рубрика отделилась от газеты-родительницы и стала самостоятельным печатным изданием. Таким образом, газета разделилась на молодежную "Сороку" и газету бесплатных объявлений "Из Рук в Руки". Активность сорокоманов (этот термин к тому моменту уже устоялся) помогла газете выстоять в борьбе за существование и самостоятельность, первые выпуски готовились с участием инициативных групп практически "на общественных началах".

С 1994 по 1997 гг. "Сорока" была одной из самых популярных молодежных газет и выходила тиражом 25 тыс. (!) экземпляров. Под рубрику посланий, которая стала называться Клуб общения "Многоголосье", было отведено несколько полос (1300-1400 посланий в номере). В первом январском номере 1996 года, по подсчетам редакции, было напечатано стотысячное послание (Сорока, №2(275) 1996, с.1). При рубрике посланий действовал телефон доверия "Дружеский совет".

Хотя послания занимали центральное место в газете ("Многоголосье" занимало 8 из 16-ти страниц, иногда больше - например, в № 2(268) 1995 - 24 страницы), они были не единственной рубрикой. Публиковалось множество материалов о музыке, спорте, театре, рисунки и фотографии читателей, существовала литературно-поэтическая страничка. Редакция газеты принимала активное участие в организации выставок художников, чемпионатов по мини-футболу, фестивалей авторской песни, КВН, различных праздников и маскарадов. В целом создалась удивительно теплая и дружеская атмосфера, благоприятствующая любому творчеству.

Однако в сентябре 1997 г. редакция "Сороки" полностью сменилась и, в целях "расширения социальной функции" газеты, рубрика посланий была отменена, большая часть других рубрик заменена, газета полностью изменила стиль, перестала быть местом общения людей и самовыражения молодых талантов - и в результате лишилась практически всех своих бывших читателей. Рубрика посланий в "Сороке" вышла потом несколько раз в декабре 97 - январе 98 в исключительно маленьком для столицы сорокомании объёме, но было уже слишком поздно - газета себя скомпрометировала. В новом качестве газета просуществовала всего около года, потеряла аудиторию, рекламодателей, тираж, после чего перестала выходить.

"APN", "Клуб 801", "Лабиринт" и другие санкт-петербургские самиздатовские газеты посланий.

В Санкт-Петербурге "Сорока" стала первой газетой, создавшей среду общения посредством посланий. Несмотря на закрытие рубрики в самой "Сороке", традиция сорокомании не исчезла и продолжала развиваться.

Еще до отмены публикации посланий в "Сороке" в Санкт-Петербурге начали появляться самостоятельные издания, публикующие послания (а также стихи, статьи, рисунки, информацию о городских молодежных мероприятиях и многое другое). Первым возник самиздатовский журнал "APN" (1996 г.). После закрытия рубрики посланий в "Сороке" он принял на своих страницах множество "беженцев" оттуда - большую часть писавших в "Сороку". Несколько номеров вышли с гигантскими по объему рубриками посланий. Однако, по инициативе выходцев из "Сороки", вскоре появились и другие неофициальные издания - "Клуб 801", "Улитка", "Labyrinth".

"APN" - еженедельный молодежный литературно-публицистический журнал, содержащий рубрику посланий (средний объем - 100 посланий в неделю). Выходит до настоящего момента. Послания делятся на две подрубрики: "Послания" (высказывания, не обращенные к кому-то конкретному) и "Переписка" (послания, содержащие обращение к конкретной личности). Послания платные. Кроме посланий печатаются рисунки, анекдоты, стихи, статьи - взгляды на актуальные вопросы, прозаические произведения.

"Улитка" изначально задумывалась как коммерциализированная газета. Особенностью ее было то, что она постепенно печатала все "хвосты", оставшиеся у "Сороки", то есть те послания, которые пришли в редакцию "Сороки", но не были опубликованы из-за закрытия рубрики. Просуществовала газета недолго - около года.

"Клуб 801" (801 - это номер рубрики "Послания" во всех газетах группы "Из Рук В Руки") создавался как преемник "Многоголосья" и основным направлением стали именно послания. Это издание существует по сей день, выходит еженедельно, послания публикуются на платной основе, средний объем - 500 посланий в неделю.

"Labyrinth" - еженедельный журнал. Начал выходить в сентябре 1999 г. Объем рубрики посланий - около 100 в неделю. Послания, как и в "APN" делятся на рубрики "Всем" и "Друг другу". К каждому номеру прилагается купон на пять бесплатных посланий, послания сверх того - за деньги. Кроме посланий публикуются стихи, рисунки и др.

"Арт-Город" - новый журнал, появившийся в июне 2001 года (откололся от "APN"). Содержит рубрику посланий, литературные, музыкальные, исторические и другие материалы.

В целом о Санкт-Петербурге можно говорить как о городе-родоначальнике сорокоманского движения, имеющем одну из самых устойчивых сорокоманских традиций и наибольшее число пишущих послания.

Нижний Новгород.

ИРР-801 (Нижний Новгород).

Группа газет "Из рук в руки", входящая в международную ассоциацию FAPIA, появилась в России (в разных городах) в начале девяностых, причем послания появлялись в рубриках 801 в Казани и др. городах. В Санкт-Петербурге, как уже упоминалось, рубрика 801 из подобного издания выделилась в отдельную газету. В Нижнем Новгороде ИРР появилась в августе 1993. Первый номер вышел на восьми страницах А3 и 801-я рубрика (послания, сообщения, поздравления) ничем не выделялась среди других. Она содержала всего два сообщения, которые даже не могут быть названы посланиями в теперешнем смысле этого слова.

Уже через два месяца - в октябре 1993 г. - рубрика совершенно стихийно заполнилась настоящими посланиями. Публикация не задерживалась, и через неделю можно было получить ответ. Рубрика быстро доросла до целой страницы, и мгновенно переплеснулась на соседние, потеснив брачные объявления и продажу одежды-обуви. Шрифт становился меньше, а посланий становилось больше. ИРР стала популярной газетой в городе, тем более что, в отличие от сегодняшнего дня, она была одной из самых недорогих газет.

Послания принимались по обычным для газет бесплатных объявлений правилам - на купонах, 1 объявление на 1 адрес или телефон в рубрике, не более 25 слов. Правда, авторы посланий быстро научились обходить лимит в 1 купон от человека. Они просто писали в "Данных о клиенте" разные адреса и телефоны. Ну а потом - и вовсе пропускать стали все, и в газете появились длинные послания. А заодно - стало возможно ответить всем, кому хочется ответить. Правда, оставалось второе ограничение - не больше 25 слов на купон (то есть длинное послание пишется на нескольких купонах), поэтому приходилось сокращать в посланиях слова, что делало иногда трудноуловимым смысл.

В номере ИРР от 4 ноября 1993 г. появилось послание подписанное OHMS, в котором участники рубрики посланий приглашались на День Знакомств 28 ноября к памятнику Чкалову. На послание было напечатано более десятка ответов, а День Знакомств действительно состоялся. На первую встречу пришли 11 человек в возрасте от 13 до 36 лет. Так образовалась первая в Нижнем Новгороде сорокоманская тусовка - ДЗ (Так сократилось название "День Знакомств". Постепенно все перезнакомились, а название осталось. Место сбора потом перенесли к памятнику Горькому.).

ИРР тем временем набирала популярность, и к весне стала одной из самых читаемых газет города. Молодежных изданий тогда не было: старые уже исчезли, а новые еще не возникли, так что газета бесплатных объявлений неожиданно стала самой молодежной. Электронные средства связи тоже не были еще распространены, а проблема поиска единомышленников в большом городе не всегда является легкоразрешимой. Рубрика 801, таким образом, стала уникальным местом общения людей со всего Нижнего Новгорода.

В июне 1994 г. послания в ИРР-801 в Н.Новгороде печататься прекращают.

Однако сорокоманская традиция уже прижилась в городе и продолжала существовать. В августе 1994 г., по личной инициативе главного редактора, в редакции ИРР начинает продаваться "Сорока", специально привозимая из Санкт-Петербурга. Такой способ распространения имел существенные недостатки - газета продавалась только в одном месте города и об этом было известно слишком малому числу читателей. В октябре 1995 г. поставки "Сороки" в Н.Новгород прекращаются по финансовым причинам.

Дзержинск (Нижегородской обл.).

"Петрович"

Следующим нижегородским изданием, создавшим самостоятельную рубрику посланий, стала газета "Петрович", начавшая выходить летом 1994 г. Первоначально газета содержала только карикатуры и анекдоты. В октябре 1995 г. в ней появилось несколько "приколов" над бесплатными объявлениями. После этого самый активный деятель нижегородской сорокомании А. Виноградов (Commander Хэлл) (в настоящее время - бессменный редактор, издатель и энтузиаст нижегородской общетусовочной газеты посланий "Молодежная Стрелка") предложил редакции создать рубрику посланий наподобие санкт-петербургского "Многоголосья". В результате в ноябре 1995 г в "Петровиче" появилась страничка посланий "Тусовка". Она существовала вплоть до 2000 г., с перерывом в 1998 г. "Тусовка" собрала авторов посланий со всей области и породила (январь 1996 г) тусовку КЛ (Клуб Любителей (радостей жизни)).

В марте 1996 г. газета "Петрович" перестает быть убыточной, во многом благодаря рубрике посланий, из-за которой возрастает тираж. Она выделяется из общего потока юмористических газет, появляется на тусовках города, становится местом общения молодежи. В июне 1996 г. в холле гостиницы "Ока" происходит празднование двухлетия "Петровича" с участием редакции и читателей-сорокоманов. Таким образом, появляются черты сотрудничества редакции и читателей, возникновения обратной связи, подобно тому, как это было в "Сороке". Возникают тенденции к превращению "Петровича" в истинно молодежную газету, общающуюся со своими читателями и авторами. Однако это направление не получило дальнейшего развития.

Рубрика "Тусовка" была закрыта в 1998 г. и восстановлена в 1999 г. За время своего существования она сменила нескольких ведущих. В 2000 г. рубрика была закрыта окончательно (к этому времени "Петрович" разросся до издательского дома Паблик Лтд, выпускающего множество отдельных газет кроссвордов, анекдотов и т.п.).

Нижний Новгород.

"Молодежная Стрелка"

В апреле 1996 г. вышел первый номер официальной газеты "Молодежная Стрелка" (тираж 5000 экз.). Газета содержала материалы департамента образования и науки, послания (рубрика "Стрелка") и другие бесплатные объявления (рубрики "Левша", "Подарю", "Ищу музу", "Продаю", "Куплю", "Меняю"), статьи о молодежной жизни города, о культурных мероприятиях и т.д. В августе 1996 г. "Молодежная Стрелка" установила контакт с процветавшей в то время "Сорокой". Проводились литературные конкурсы, публиковались стихи читателей. В виде официального издания вышло 14 номеров газеты, однако, в конце 1996 года из-за финансовых проблем газета выходить перестала.

Благодаря усилиям лично ведущего рубрики посланий (с поддержкой главного редактора) рубрика посланий выжила и начала издаваться в самиздатовском варианте.

В мае 1997 г. редакция газеты "Утя" (газета для школьников 12-17 лет) предложила ввести рубрику посланий на своих страницах. "Молодежная Стрелка" печатается в "Уте", тираж которой вырастает благодаря этому в два раза (с 1000 до 2000 экз.), объем рубрики постоянно растет. Однако в октябре 1997 г. учредители "Ути" решили подхлестнуть момент наступления финансового успеха газеты: переименовывали ее в "От 10 до 16", рубрику "Стрелка" резко сократили (выборочно печатались только некоторые послания). Возобновляется самиздатовский выпуск. Тусовщики, узнав, что "Стрелки" не будет, отказываются от подписки на газету и возвращают деньги. Окончательно публикация посланий в "От 10 до 16" прекратилась в марте 1998 г. В настоящее время эта газета снова выходит независимо, тиражом 200 экземпляров.

Объем посланий в самиздатовской "Стрелке" постоянно растет. В июне 1998 г. начинают печататься не только послания, но и статьи о молодежной тусовочной жизни, о культурных событиях (фестивали, концерты, ролевые игры и т.д.). Летом 1998 г. по субботам около филологического факультета ННГУ стали собираться люди, имеющие какое-либо отношение к "Молодежной Стрелке". Эта тусовка существует и в настоящий момент, в основном собирая людей, интересующихся чем-то конструктивным, а не "прожиганием жизни". В феврале 2000 г. "Молодежная Стрелка" вышла в Internet.

Осенью 2000 г. была сделана попытка реализации проекта объединения "Молодежной Стрелки" с "Клубом 801". Вышел пробный номер, однако, из-за финансовых проблем, дальше дело не продвинулось.

В январе 2002 г. вышел юбилейный - 100-й номер газеты "Молодежная Стрелка".

Сегодня "Молодежная Стрелка" представляет собой нижегородскую общетусовочную газету посланий. Она является практически уникальным изданием, так как распространяется и принимает послания совершенно бесплатно, ибо целью газеты является не то, чтоб ее купили, а то, чтоб ее прочитали. Издание держится исключительно на голом энтузиазме редакции и читателей. География распространения весьма обширна - кроме Нижнего Новгорода, газета рассылается по Нижегородской области (Дзержинск, Семенов, Саров, Заволжье, Кулебаки и др.), отсылается в Пензу, Санкт-Петербург, Уфу, Самару, Омск, Челябинск, Липецк, Москву, Хабаровск, Антверпен, Саранск. В журнале "Порог" (Кировоград, Украина) и газете "МаNия" (Дзержинск, Ниж. обл.) периодически появляются подборки лучших посланий. Газета выходит в среднем два раза в месяц, объем посланий постоянно растет (около 500 посланий в номере по сравнению с 150-200 в 1998 г. и 20-30 в первых выпусках в 1996 г.).

Другие нижегородские издания, публиковавшие послания.

В августе 1996 г. Нижнем Новгороде послания появились в газете "Нижегородские губернские ведомости". Рубрика осталась незамеченной, просуществовала год и исчезла, не породив ни тусовки, ни ярких авторов.

В марте 2001 г. в Дзержинске вышли первый и второй номера новой официальной газеты "МаNия" - 8 страниц, из них 1 страница - послания. Газета задумывается как издание для молодежи, издаваемое собственно молодежью. Однако из-за финансовых проблем третий номер вышел только осенью, а четвертый - в начале февраля 2002г. Однако редакция не теряет энтузиазма и продолжает попытки преодолеть трудности.

В начале 2001 г. в г.Семенове Нижегородской обл. стала выходить самиздатовская газета посланий "Базар" (2 листа А4). Редактор - бывший питомец "Молодежной Стрелки".

В номере от 20 ноября 2001 г. газета "Компьютерра - Нижний Новгород" предложила читателям рубрику "Послания" (интересно оформление названия рубрики - слово "послания" - предлагается в каждом номере писать на новом языке). Предполагается, что это будут в основном послания, соответствующие тематике газеты (компьютерной).

Челябинск, Воронеж и другие города России.

Рубрики посланий и отдельные сорокоманские издания возникали в разных городах практически независимо. Первые челябинские послания публиковались в газете бесплатных объявлений "Тумба" (рубрика 14.4) и в развлекательной газете "Уикэнд". В обеих газетах рубрики были закрыты в 1997 г. После отмены посланий в официальных газетах, в Челябинске появилось множество самиздатовских газет, содержащих послания (а также стихи, прозу и другие материалы). Число сорокоманов в Челябинске было весьма велико, особенно для такого небольшого города. Пожалуй, Челябинск наравне с Санкт-Петербургом можно назвать столицей сорокоманского движения (особенно после закрытия "Сороки"). Из изданий, существовавших в разное время, можно назвать "Яростный уралец", "Антистатик", "Окно". В настоящее время особенно выделяется газета посланий "Авось!"

В Воронеже с 1992 года существует официальная газета бесплатных объявлений (и не только их) - "Газета с улицы Лизюкова". Это один из немногих (практически единственный) пример долговременного благополучного существования большой рубрики посланий в официальном издании.

Следует упомянуть следующие неофициальные издания (большинство из них выходит в настоящее время) - "Арабеска-Геликон", "Говорун", "Вести с полей" (г. Пенза); "Палата №...", "Рыж" (г. Омск); "Письмо" (г. Барнаул); "Темная лошадка" (г. Новосибирск), "Оно" (г. Екатеринбург). Существует рубрика посланий "Посторонним вход воспрещен" в газете "Хабаровская неделя" (г. Хабаровск). Нет сомнений, что этими названиями список российских сорокоманских газет не ограничивается, однако необозримое поле сорокоманского самиздата требует более углубленного рассмотрения, сделать которое не позволяет объем данной работы.

3. СОРОКОМАНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Чем же отличается сорокомания от других сходных занятий - например, общения через электронные сети, переписки, литературного самиздата или просто от подачи объявлений в газете? Почему у нас есть основания рассматривать ее как самостоятельное общественное движение? Что заставляет людей писать послания, что дает им общение через газету? И наконец, какое место может занять сорокомания в современном обществе, как она может повлиять на его облик?

Попробуем ответить на эти вопросы.

Написание посланий имеет некоторые общие черты с другими видами деятельности. Как способ общения оно родственно разговорному общению. Однако разговор через газету - неторопливое обсуждение, во время которого есть возможность тщательно выбрать слова, обдумать ответ собеседника и свою собственную реакцию. Это порождает особый стиль общения, близкий к написанию писем, но с одним существенным отличием - оно ведется сразу большим числом людей, которые зачастую лично не знакомы друг с другом.

Так как сорокоманское послание произошло непосредственно от газетного объявления, то, естественно, внешне на него походит. Подача объявлений в газету - явление не новое. Оно существует столько же времени, сколько массово выпускающиеся газеты. Еще в XIX в. частные лица могли подать деловое объявление, найти определенное лицо или организацию с помощью газеты, поздравить кого-либо с праздником и т.д. Подобные объявления существуют сегодня практически во всех городах мира. Однако сорокоманское послание сильно отличается от обычного объявления. Во-первых, отличие заключается в тематике посланий: это шутки, рассуждения о тех или иных вопросах философского, нравственного, культурного характера, литературные миниатюры, личное общение. Существует, конечно, и некоторый процент посланий с поздравлениями или попытками поиска того или иного объекта. Во-вторых, послание всегда имеет авторский характер - то есть подписывается именем или псевдонимом. В-третьих, послания создают особую среду общения, в которой человек может существовать не один год, то есть написание посланий обычно подразумевает долговременное и обладающее обратной связью общение.

Общение через рубрики посланий имеет значительное сходство с конференциями в глобальной некоммерческой информационной сети FIDOnet. На тематические конференции присылаются высказывания или статьи, посвященные теме этой конференции. Сходство с сорокоманией состоит в том, что участвовать в конференции FIDO может любой желающий, причем бесплатно (оплачиваются только расходы на телефонное соединение с сетью, также как и сорокоманами оплачивается только издание собственно газеты); темы конференций - самые разнообразные (литература, история, техника и т.д.); посылаемые материалы также как и послания имеют авторство (часто используются псевдонимы), общение происходит сразу с большим количеством людей и т.д. Однако при всем сходстве есть и отличия: особенности возникновения собственно посланий определили их стиль и объем - по-прежнему настоящее послание должно укладывается в 25 слов. Это ограничение породило особый стиль кратких и емких высказываний. Материалы же, приходящие на сетевые конференции, могут иметь любой объем. Другим отличием является отсутствие тематичности в сорокоманских рубриках, в них можно найти высказывание на любую тему.

Сходство посланий с он-лайновым общением в чатах коммерческой глобальной сети Internet меньшее, чем может показаться с первого взгляда. Общим, пожалуй, является только использование псевдонимов, разговор с многими людьми одновременно и свобода выбора темы (хотя многие чаты представляют собой тематические тусовки - например, поклонников какой-либо музыки). Общение в чатах происходит в режиме реального времени. Из-за этого большинство реплик имеет поверхностный, зачастую бессмысленный характер, так как многие пишут просто первое, что придет в голову. Послание же - законченное, обдуманное высказывание. Послание не сходно с репликой в разговоре, так как оно должно быть напечатано и прочитано спустя значительное время после написания, к тому же послания обычно пишутся не в очень больших количествах. Таким образом, у автора послания есть время оценить и исправить свое творение, прежде чем публиковать его, найти наилучший способ выражения своей мысли. Многие послания заслуживают внимания сами по себе как литературные миниатюры.

Что же привлекает людей в рубриках посланий? В конце 1993 года был проведен небольшой социологический опрос читателей газеты "Сорока", и вот что он показал. На вопрос "Чем вас привлекает и в чем помогает рубрика 801?" наиболее частыми были ответы: востребованность, возможность высказаться; интересные люди; новые друзья; юмор; оригинальность. Наиболее интересующими темами оказались: приколы, психология, религия, философские размышления, литературное творчество, человеческие взаимоотношения.

Наверное, лучше всего об это скажут сами сорокоманы:

"...Возможно, газетные тусовки - для того, чтобы научиться вести себя среди других, чтобы понимать, что нельзя хвататься за пистолет, если ты не согласен с собеседником. А еще мы здесь, чтобы просто поговорить. Хотя, безусловно, "вагонные споры - последнее дело, и каши из них не сварить". Но - мы в одном вагоне. И "наш паровоз вперед летит..." Ведьма."

"...Авторы, читатели и издатели газет - участники КСП и КЛФ, музыкальные фанаты и клубящиеся, ролевики и туристы, словом те, кто стремится получить от жизни удовольствие несмотря на все попытки политиков и бизнесменов помешать им в этом. Это люди, которым интересны не водка и наркотики, а активная деятельность. Commander Хэлл"

Интересно отметить, что сорокомания возникла далеко не в каждом городе России. Например, в Москве подобное движение так и не появилось, и не прижилось, несмотря на то, что условия самые подходящие - большой город и множество молодежи. Есть мнение, что сорокомания не подходит для московского общества по духу - неторопливые и рассудительные беседы на общечеловеческие темы не могут существовать в московской атмосфере постоянной спешки и борьбы за деньги и власть.

Сорокомания, по-видимому, чисто российское или, вернее, русскоязычное явление. Мне известно о том, что сорокомания нашла признание в Латвии, на Украине, даже среди русскоязычного населения Нью-Йорка и Израиля. Однако никакой информации о существовании подобной деятельности в других странах нет.

Показательна стихийность и независимость возникновения сорокомании в разных городах России (подобная особенность вообще характерна для российских молодежных движений - в каждом городе все начинается с нуля, отдельно от всего остального мира). Несмотря на полную самостоятельность каждого города на начальных этапах существования сорокомании (во многих городах и слово-то такое было неизвестно, а в каких-то, возможно, неизвестно до сих пор), результаты практически везде были одинаковыми - быстро увеличивалось количество пишущих, возникало неформальное объединение, занимающееся не только посланиями, но и другими видами творчества, а рубрику в газете меж тем закрывали (почему это делается, до сих пор точно никто понять не может), и сорокоманы переходили в самиздат...

Сорокомания - это не просто написание и чтение посланий в газетах. С самого начала движения оно создало вокруг себя особую среду, особый круг людей. Возрастного ценза не существует - послания пишут люди от 10 до 60 лет, однако большинство сорокоманов - молодые люди от 15 до 30 лет, причем около 90% имеют высшее образование или учатся в школах и ВУЗах. Почти в каждом городе, где возникала рубрика посланий, немедленно образовывался круг людей, активно занимающихся помимо написания посланий разнообразной созидательной деятельностью. Сорокоманы обычно не ограничивают свое творчество посланиями, и практически всегда рядом с рубрикой посланий (особенно в самиздатовских газетах и журналах) появляются литературные странички, стихи и рисунки читателей, статьи, выражающие взгляды на этические, социальные и культурные вопросы и события, возникают театральные и музыкальные объединения, начинают проводиться праздники, концерты, игры...

Сорокомания - молодое, перспективное движение, главной проблемой которого является всего лишь финансовая проблема. У сорокомании нет недостатка ни в свежих идеях, ни в оригинальных мыслях, ни в талантливых людях... Абсолютно некоммерческий характер этого направления создает некоторые трудности для развития движения, однако оно продолжает разрастаться. Все больше молодых людей находят с помощью посланий новых друзей или возможность выразить себя.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

В процессе написания работы были использованы:

Подборка выпусков газеты "Сорока" (№№36(260) - 13(286) за 1995-96 гг.) (СПб);

Подборка выпусков "Газеты с улицы Лизюкова" (№№54(325) - 66(337) за 1997 г.) (Воронеж);

Подборка выпусков газеты "Молодежная Стрелка" (№№1(1) - 1(100) за 1996 - 2002 гг.) (Н.Новгород);

Статьи А.Виноградова (Commander Хэлл) "Сага о "Стрелке", "Об экономическом положении газет с рубрикой посланий" и В.Кузнецова (Felix) "История газеты "Сорока", "Социальная функция" (из личного архива А Виноградова);

Подборка выпусков молодежного литературно-публицистического журнала "APN" (№№26(144) - 33(151) за 2001 г.) (СПб);

Подборка выпусков журнала "Labyrinth" (№№7-11 за 1999 г.) (СПб)

Подборка выпусков газеты "Темная лошадка" (№№ 5(22)-4(41) за 1997-1998 гг) (Новосибирск);

Самиздатовские газеты "Авось...!" (Челябинск), "Базар" (Семенов), "Палата №..." (Омск), "Рыж" (Омск), "Вести с полей" (Пенза), "Газетка" (Воронеж), "Геликон" (Пенза);

Статья "64 килобайта о FIDOnet" (© 1994, 95 by Nick Filimonov, 2:5020/54.46);

Сведения, полученные от деятелей и участников сорокоманского движения и собственные наблюдения.

Особая благодарность выражается лично А.Виноградову (Commander Хэлл) за предоставление материалов и помощь в подготовке работы.

(с) Лёлька. Январь 2002.

Вход


Молодёжная стрелка
Молодёжная стрелкаГлавная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеe-mail
Молодёжная стрелка© 2003-2006 Молодёжная стрелка